Наступила эпоха развития интернета и информационных технологий. Мы являемся свидетелями большого всплеска интереса к Гурджиеву и, как следствие, к публикациям о нем и его системе Четвертого пути. Появилось большое количество интерпретаций и подходов, изложенных людьми, никогда не соприкасавшимися напрямую с теми, кто были у источника этого учения вместе с Георгием Ивановичем Гурджиевым. В определенном смысле многое из этих материалов создает ложное представление об учении Гурджиева и создает препятствия на пути людей искренне ищущих.
Множество статей написано энтузиастами, чья интерпретация идей Четвертого пути радикально иная, а их концепции навязаны извне. Посвящение же в учение через истинное знание становится все более редким, а истинные идеи школы Четвертого пути все более скрытыми. Как распознать настоящий поиск? Как космология вселенной Гурджиева вписывается в современный образ жизни? Насколько это актуально для нас и наших современников сегодня? Почувствовали ли вы, столкнувшись с идеями Четвертого пути, раскрытыми в книгах Гурджиева, истину? Человеку в поиске необходимо знать.
Большинство из нас, родившихся в эпоху технологического прогресса, в известной степени им обусловлены. А наше духовное образование порой недостаточно развито. Может показаться, что традиционное мировоззрение в современном мире безвозвратно утеряно. Но так ли это? Правда в том, что время, в которое мы живем, более чем когда-либо требует интенсивности поиска и внутреннего напряжения. Мы ищем новые идеи, а когда сталкиваемся с ними, быстро осознаем, что лишь теоретических знаний любой духовной традиции недостаточно, чтобы встать на Путь. И это в особенности касается Четвертого Пути. Идеи тут неотделимы от практик и методов Четвертого Пути, от некоей внутренней дисциплины и упорства, через которые становиться возможным пробудить новое качество бытия. Для этого необходима внутренняя трансформация. В системе Гурджиева тайная наука трансформации человека раскрывается посредством непрерывного самопознания, изучения символизма наряду с применением практических методов. Это включает в себя: работу в гурджиевских группах, непрерывную работу над собой посредством упражнений Гурджиева, практику гурджиевских движений.
Система Четвертого Пути уходит корнями в древние знания, но одновременно с этим постоянно развивается посредством преемственности поколений учеников. В первую очередь необходимо упомянуть его ближайшего и преданного ученика, Жанну де Зальцманн и, в более поздний период, Мишеля де Зальцманн. Учение Гурджиева продолжало активно практиковаться как форма мистической традиции. Чтобы любая традиция была жива, необходимо поддерживать в ней некий импульс и постоянно обновлять его. Группы Гурджиева – это как раз то, где этот поиск происходит. По всему миру — это сообщества искателей, объединенных общей целью. Люди, посвятившие себя постоянному исследованию места человека во вселенной, его роли, и, в конечном счете, тайны его существа. В этом плане учение Гурджиева — это живой и органичный способ развить то, что когда-то у кого-то из нас пробуждается как внутренний вопрос, а затем усиливается благодаря внутренним усилиям, прилагаемым в группе единомышленников, в некоем братстве.
У многих возникают вопросы об истоках системы Четвертого пути и ее духовного содержания. Но в действительности история любого мистического наследия не бывает прямолинейной. Истинные истоки любого учения всегда будут скрыты. Что мы знаем наверняка, так это то, что Гурджиев опирался на целый ряд древних мистических традиций и изотерических практик, а также на ряд систем мистицизма. Все они были включены Гурджиевым в систему Четвертого пути, став инструментами изучения себя. По своей сути духовная идея состоит в том, что истинное познание себя ведет не к интеллектуальному усвоению концепций, а к совершенно новой природе понимания того, что значит быть человеком — свободным человеком. Гурджиевский метод — это способ начать открывать для себя то, что может углубиться, и где, следуя за невысказанным, возможно открыть новые смыслы.
В этом отношении изучение самого себя неотделимо от наших действий, нашего бытия в жизни. Работа Гурджиева — это активная встреча с объективным взглядом на то, что есть. Четвертый путь — это не закрытая книга, а скорее постоянно обновляемая связь с глубинами себя, скрытыми образованием, субъективными реакциями, страхами и т.д., принимающими облик того, что мы принимаем за ‘Я’. Но каждый раз, обращаясь внутрь себя, мы можем нащупать путь к неизведанному потенциалу внутри, а, возможно, и к новому образу бытия.